Форум » Безбарьерность. Права инвалидов, активная реабилитация, пандусы. » Универсальный дизайн » Ответить

Универсальный дизайн

Sidnet: Универсальный дизайн Конвенция о правах инвалидов Статья 2 Определения Для целей настоящей Конвенции: «универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Ответов - 3

Sidnet: Принципы универсального дизайна Не важно, занимаетесь ли вы проектированием пользовательских интерфейсов, разумных пылесосов-интеллектуалов или пластиковой мебели в футуристическом стиле. Есть некоторые правила, которым в идеальном варианте должен соответствовать любой дизайн. Это не check-лист разработчика и не свод правил по разработке дизайна, просто несколько умных мыслей которые стоит принять во внимание. Составлял список не я, я нашёл его на сайте Университета Северной Каролины. Универсальный дизайн — это дизайн продуктов и объектов, которые могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна. Принципы 1. Равенство в использовании Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями. ■ Обеспечьте равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создайте эквивалент. ■ Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков. ■ Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям. ■ Делайте дизайн привлекательным для всех потребителей. 2. Гибкость в использовании Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей. ■ Обеспечьте пользователю выбор способа использования продукта. ■ Учитывайте особенности правшей и левшей при использовании. ■ Помогите пользователю правильно и аккуратно использовать продукт. ■ Обеспечьте адаптируемость под темп пользователя. 3. Простой и интуитивно понятный дизайн Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент. ■ Устраните ненужную сложность. ■ Согласуйте дизайн с пользовательскими ожиданиями и интуицией. ■ Учитывайте различные уровни грамотности и языковых знаний. ■ Располагайте информацию с учетом её важности. ■ Обеспечьте эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи. 4. Легко воспринимаемая информация Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя. ■ Используйте различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации. ■ Отделяйте главную информацию от второстепенной. ■ Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно. ■ Отделяйте элементы так, чтобы их можно было легко описать (облегчите процесс понимания инструкций и указаний). ■ Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями. 5. Допустимость ошибки Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий. ■ Организуйте элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить. ■ Обеспечьте наличие предупреждений об опасностях или ошибках. ■ Обеспечьте отсутствие опасных последствий при выходе из строя. ■ Препятствуйте совершению неосознанных действий при выполнении важных задач. 6. Низкое физическое усилие Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий. ■ Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении. ■ Используйте разумные значения для усилий. ■ Минимизируйте повторяющиеся действия. ■ Сведите к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя. 7. Размер и пространство для доступа и использования Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности. ■ Обеспечьте видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя. ■ Обеспечьте легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя. ■ Предусмотрите различные варианты размеров руки и силы сжатия. ■ Обеспечьте достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника. Думаю, среди всех этих принципов легко узнаются те правила, которые лежат в основах проектирования, доступности, юзабилити, эргономики и многих других. Многие из них легко адаптируются под требования к веб-проектам, другие неприменимы или нуждаются в уточнении, но в любом случае, в процессе разработки должно быть учтено максимальное их количество, чтобы создать в итоге качественный дизайн. Источник здесь. * * * Воскресенье, 23 ноября 2008

Sidnet: Дизайн, будящий мысль На Тайване растёт популярность принципов универсального дизайна. Вешалка, созданная дизайнерской фирмой «Едо», использует волнистые формы для того, чтобы можно было легко вешать одежду с петлями – например, юбки, не прибегая к прищепкам. Начинающий дизайнер Чэнь Цзянь-чжи говорит, что нашёл решение для своего удостоенного премии дизайна после того, как травмировал руку и не мог отжать полотенце. Чэнь сел за работу с мыслью придумать что-нибудь доступное для тех, кто не может в полной мере пользоваться своими руками и сделал в полотенце прорези, в которые он мог бы продеть руки, запястьями растянуть полотенце и отжать его. Это нехитрое изобретение принесло Чэню Премию универсального дизайна «Свободный простор» за 2007 год. Оно облегчило также многим использование этого распространённого в быту предмета, что, собственно, и составляет смысл понятия «универсальный дизайн» – конструировать продукты и среды, которыми может пользоваться максимально большое число людей независимо от возраста и физических способностей. Термин «универсальный дизайн» был введён в обиход американским архитектором Роналдом Мэйсом в 80-х годах ХХ века. Идея была быстро подхвачена в Японии и в нескольких странах Европы, особенно в области дизайна товаров и архитектуры. На Тайване она всё ещё остаётся новинкой, но её популярность неуклонно растёт. Благодаря поддержке правительственных и неправительственных организаций в последние восемь лет, идея универсального дизайна уже пустила прочные корни в тайваньской индустрии дизайна и в дизайнерских школах. Первоначально идея универсального дизайна выросла из понятий «дизайна без границ» и «доступного дизайна», которые имеют целью сделать определённые места в пространстве и товары более доступными людям с физическими недостатками. Однако универсальный дизайн поднимает эти идеи на новую высоту, ибо преследует цель сделать продукт доступным для всех его потенциальных пользователей – как с ограниченными, так и с обычными возможностями. Он учитывает также многочисленные перемены, которые могут произойти на протяжении жизни человека – например, в периоды беременности, увечья или немощности. Чжан Гуан-минь – главный исполнительный директор Тайваньского центра дизайна (TDC) – учреждения, созданного правительством в 2003 году в рамках шестилетнего плана национального развития, известного под названием «Вызов 2008». По словам Чжана, конструкторы многих предметов повседневного обихода нередко строят предположения относительно конечного потребителя их продукта, которые сужают область его применения. К примеру, некоторые виды ножниц созданы для тех, кто всё делает правой рукой и при этом имеет большие и сильные руки. «Такой дизайн может не подходить для левши, ребёнка или того, кто имеет увечье или страдает от артрита. Вместо того чтобы делать несколько типов ножниц, универсальный дизайн ставит целью создать один продукт, который устроил бы все эти категории пользователей», – говорит Чжан. Ножницы, сконструированные в соответствии с этим принципом, могут иметь более мягкую или большего размера рукоять, которую можно приводить в действие либо ладонью, либо только пальцами, продолжает Чжан. Они будут пригодны и для правшей, и для левшей, как для молодых, так и для пожилых, а равным образом для людей, имеющих неодинаковую физическую силу или гибкость рук. Поскольку универсальный дизайн не проводит различий между людьми с физическими недостатками и без оных, говорит Тан Фэн-чжэн, он является более совершенной и продвинутой версией «дизайна без границ». Тан – председатель правления Образовательного фонда «Свободный простор» (FUSE), присуждающего одноимённые премии в области дизайна, и его неправительственная организация активно продвигает концепцию универсального дизайна с 2005 года. «Дизайн без границ нацелен на устранение недостатков существующих разработок посредством, например, снабжения их дополнительными свойствами и функциями, – говорит известный поборник прав инвалидов. – Универсальный же дизайн принимает в расчёт эти соображения в процессе конструирования и создаёт продукт, которым могут легко пользоваться все». Всеобщее применение Хуан Цзы-кунь, директор Института инновационного дизайна при Государственном тайбэйском технологическом университете (ГТТУ), разделяет оптимизм Тана, добавляя, что главное преимущество универсального дизайна заключается в принципе «всеобщего применения», т.е. его пригодности для всех категорий пользователей. «Универсальный дизайн подразумевает заботу о физическом и психологическом удобстве пользователей, – говорит Хуан. – Использование продукта или оборудования, сконструированного для всех и каждого, избавляет индивидуального пользователя от всех неудобств, связанных с его отнесением к числу нуждающихся в специальной помощи». В 2003 году Тайваньские награды за дизайн, учреждённые Министерством экономики, пополнились отдельной категорией, касающейся лучших универсальных дизайнов в стране. Чжан из TDC считает это позитивным шагом, отмечая, что такая награда побудит дизайнеров шире применять в своей работе принципы универсального дизайна. А премия «Свободный простор» была учреждена FUSE в 2006 году с целью привлечения внимания общественности к универсальному дизайну. Она ориентирована на дизайн предметов, широко используемых в быту. Так, темой первого конкурса были предметы, имеющие отношение к пище, а темой конкурса этого года стала одежда. Тан из FUSE надеется, что его призыв обращать внимание в первую очередь на товары широкого потребления будет способствовать росту интереса к универсальному дизайну и со временем позволит применять эту концепцию в более широких масштабах, особенно в области планирования общественных услуг и сооружений. TDC работает над развитием тайваньской индустрии дизайна, и одной из форм этой работы является популяризация на острове международных новинок в области дизайна – таких, как универсальный дизайн. По словам Чжан Гуан-миня, его центр в 2007 году выступил координатором совместного проекта Tripod Design Co. – ведущей японской компании в области универсального дизайна – и 33 дизайнерских мастерских Тайваня. Результатом стали 50 предметов, которые облегчили пользование ими многим людям с физическими возможностями разного уровня. Эти предметы недавно экспонировались в Японии, а теперь стали доступны на рынке Тайваня. Завоёвывая рынок Некоторые дизайны, удостоенные наград FUSE, тоже стали проникать на рынок. Дизайн тарелки, отмеченный наградой в 2006 году, появился на полках магазинов в марте этого года. Тарелка имеет приподнятый край с одной стороны, что позволяет легко сгребать с неё остатки пищи. Совок для мусора, отмеченный наградой в 2007 году, привлёк внимание технологической компании 3М, которая планирует начать в 2009 году его промышленное производство. Этот совок снабжён колёсиками и длинной ручкой, отчего манипулировать им гораздо легче, чем другими подобными предметами, которые нужно переносить. Нож для торта, разработанный дизайнерской фирмой «Модэ», гарантирует удобное разрезание торта благодаря его оригинальной форме и материалу из нанопластика, к которому торт не прилипает. Нож позволяет легко отрезать и взять кусок торта одной рукой. Универсальный дизайн в последние годы заявил о себе и в некоторых системах общественного транспорта. Системы массового скоростного сообщения (метро) в Тайбэе и Гаосюне и Тайваньская высокоскоростная железная дорога имеют много разных приспособлений, которые позволяют пользоваться ими самым разным людям. Лифты на станциях снабжены автоматическими дверями со встроенными датчиками, которые не дают дверям зажать пассажиров, что особенно важно для лиц с физическими недостатками. Есть в них и приспособления, задерживающие действие механизмов для того, чтобы дать пассажирам достаточно времени для входа и выхода. Широкие турникеты позволяют без труда попасть на станцию тем, кто передвигается в инвалидных колясках, везёт детскую коляску либо несёт чемодан или иной предмет большого размера. Специальные пандусы делают удобным доступ на станции не только вышеназванным категориям пассажиров, но и тем, кто передвигается на костылях и вообще всем, кто ходит с трудом. Городское правительство Тайбэя тоже идёт в ногу с этой тенденцией и предоставляет субсидии автобусным компаниям, которые заменяют старые автобусы новыми моделями с низким полом. Он находится на высоте всего 35 см от земли, так что в автобусе не нужны дополнительные посадочные ступени. Автобусы постепенно снабжаются также специальными пандусами для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно. Для сравнения заметим, что в обычных автобусах имеются три-четыре ступеньки и отсутствуют пандусы. В настоящее время среди 4000 автобусов, задействованных в Тайбэе, насчитывается 80 автобусов с низким полом, и городское правительство обещает довести их количество в ближайшие три года до 300. Школы дизайна начали включать в учебную программу эту новую концепцию дизайна. ГТТУ предлагает постбакалаврский курс универсального дизайна в своей школе дизайна с 2000 года. В прошлом году Тайнаньский технологический университет (ТТУ) сделал этот предмет обязательным для студентов 3-го курса Факультета промышленного дизайна. В начале нынешнего года в университете прошла выставка студенческих работ в области дизайна, и около 50 её экспонатов были основаны на принципах универсального дизайна. Предметы эти были самыми разнообразными: от цифровых устройств – таких, как клавишные и индикаторные панели мобильных телефонов, – до посуды, аксессуаров для ванной комнаты и упаковок. Руководство ТТУ активно поддержало этот новый тренд, назвав универсальный дизайн в своём ежегодном докладе одним из новых приоритетных направлений исследований в университете, который прежде был известен своим особым вниманием к дизайну одежды. Ценное прозрение Дин Чжи-цян, декан Факультета промышленного дизайна ТТУ, говорит, что он всегда учит студентов открывать новые дизайнерские идеи, размышляя над трудностями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, когда пользуются самыми обычными предметами. Будучи сам дизайнером, Дин, по его словам, черпает вдохновение для своей работы из потребности улучшить существующие продукты. «Мы познаем недостатки дизайна, когда пользуемся предметами в реальной жизни, – говорит Дин. – Наблюдая и фиксируя то, как разные группы людей используют продукт и реагируют на него, мы стараемся определить физические и психологические мотивы их поведения и учесть их в наших дизайнах». Лаборатория дизайна в TDC неуклонно следует подходу Дина в поиске решений с учётом личного опыта. Эта лаборатория, основанная в 2006 году с целью продвижения концепции универсального дизайна, создаёт специальные устройства, моделирующие некоторые условия физической среды, в которых люди могут оказываться в разные периоды их жизни – такие, как беременность, травма, возрастные трудности или физическая неполноценность. Дизайнеры могут получить ценные сведения для своих разработок, отмечая, например, места, которых люди касаются или на которые опираются, чтобы иметь устойчивую позу, объясняет Ли Цзянь-чжэнь, заведующий Отделом исследований и разработок TDC. Лаборатория открыта для широкой публики, и TDC проводит для учащихся средних школ и вузов семинары и прочие учебные мероприятия с целью массовой популяризации новой концепции дизайна. В поисках почвы Распространение информации об универсальном дизайне может обеспечить ему широкую поддержку в обществе. TDC опубликовал данные обследования в Японии, согласно которым более 83% респондентов слышали об универсальном дизайне и проявляют интерес к использованию его достижений. Аналогичный опрос на Тайване в 2006 году показал, что только 17% респондентов имели представление об универсальном дизайне. Это означает, что распространение знаний о нём в обществе будет способствовать росту интереса к нему, а значит, и появлению на рынке новых продуктов такого рода. Однако превратить интерес общественности в интерес местных производителей не так уж легко. По словам Тана из FUSE, некоторые разработки, удостоенные наград на конкурсе его группы, сами по себе великолепны, но оказалось, что их трудно запустить в производство вследствие их относительно высокой затратности либо отсутствия производителей, которые могли бы изготовить эти специфические изделия. Тайбэйские автобусы с низким полом (всего лишь в 35 см от уровня земли) оборудованы пандусом для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Например, высокие производственные издержки заставляют назначить за созданную FUSE тарелку цену примерно на уровне 260 н.т. долл. (8.60 долл. США), тогда как обыкновенная фарфоровая тарелка стоит около 60 н.т. долл. (2 долл. США). Автобусы с низким полом, говорит Тан, стоят вдвое больше обычных. Оба этих продукта были встречены публикой с энтузиазмом – Тан сам был одним из первых в очереди за новой тарелкой, когда она появилась в продаже в начале этого года. По его словам, он всюду носит с собой эту тарелку, и первая партия тарелок в количестве 10000 штук была почти распродана в течение четырёх месяцев. Однако снижение цен будет главным условием успеха новых продуктов на рынке. Хуан из ГТТУ отмечает, что производители часто не понимают самое значение понятия «универсальный дизайн», полагая, что речь идёт только об одном продукте в рамках данной категории, который исключает все прочие. Он выражает надежду на то, что производители научатся видеть в универсальном дизайне набор принципов, определяющих свойства той или иной линии продуктов, – ведь они могут изменять стиль, цвет и прочие факторы, чтобы придать больше разнообразия производимой продукции. Профессор надеется также, что Тайвань сможет отойти от своей прежней сосредоточенности на производстве продуктов по спецификациям и под брэндом заказчика (ОЕМ) и уделять больше внимания производству изделий по оригинальному проекту (ODM), что даст индустрии дизайна возможность добавлять стоимость производимым на острове товарам. На самом деле, многие местные компании, участвующие в проекте TDC, видят в принципах универсального дизайна возможность дифференциации и создания собственных брэндов. По словам Чжана из TDC, производственный сектор Тайваня имеет немало преимуществ, в том числе гибкость и приспособляемость, короткий производственный цикл и умение подхватывать мировые тенденции в сфере дизайна. Все эти качества сослужат Тайваню добрую службу в создании и продвижении продукции местного дизайна. Как полагает Хуан из ГТТУ, широкому признанию этих продуктов будут способствовать также традиционные культурные ценности – такие, как уважение к пожилым людям и забота о них. Дин из ТТУ хочет, чтобы правительство взяло на себя инициативу в продвижении универсального дизайна, привлекая, к примеру, экспертов в данной области для оценки состояния общественных сооружений и выработки рекомендаций по их изменению. Кроме того, он предрекает, что по мере «старения» тайваньского общества будет расти спрос на продукты, основанные на принципах универсального дизайна. Тан из FUSE тоже исполнен решимости и далее широко популяризировать принципы универсального дизайна. По его словам, он понимает, что для полного осуществления его мечты понадобится ещё немало времени, и порой он обескуражен обилием дизайнов в повседневной жизни, которые не отвечают самым обыкновенным нуждам многих людей. И, тем не менее, если универсальный дизайн помогает сделать жизнь чуть более справедливой, приятной и удобной благодаря множеству продуктов, мест и услуг, из которых составлен наш быт, его популяризация вполне стоит затраченных на это усилий. Одри Ван Фотографии любезно предоставлены Тайваньским центром дизайна Принципы универсального дизайна Универсальный дизайн: конструирование продуктов и сред, доступных для использования всеми людьми, в как можно более широких рамках и без специальных приспособлений. Авторы – рабочая группа архитекторов, промышленных дизайнеров, инженеров и исследователей экологического дизайна – совместно разработали следующие принципы универсального дизайна в качестве основополагающих для широкого спектра дизайнерских дисциплин, включая среду, продукты и коммуникации. Эти семь принципов могут быть применены для оценки существующих дизайнерских разработок, руководства процессом конструирования, а также обучения как дизайнеров, так и потребителей характеристикам более удобных продуктов и сред. 1. Всеобщее применение Дизайн полезен и имеет рыночную ценность для людей с разным уровнем возможностей. 2. Гибкость применения Дизайн учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и способностей. 3. Простое и понятное использование Использование дизайна легко усвоить независимо от опыта, познаний, степени владения языком и уровня сосредоточения пользователя. 4. Доступность информации Дизайн эффективно доставляет пользователю нужную информацию, независимо от внешних условий и его способностей восприятия. 5. Допустимость ошибки Дизайн минимизирует риски и неблагоприятные последствия непредвиденных ошибок. 6. Малое физическое усилие Дизайн можно использовать эффективно и удобно с минимальными затратами физической силы. 7. Габариты и пространство, удобные для пользования Предоставляются соответствующие габариты и пространство для пользования дизайном независимо от размеров тела, позы и подвижности пользователя. Copyright 1997 NC State University, The Center for Universal Design click here

Sidnet: Введение в универсальный дизайн Учебник Подготовлен Лори Рингерт (магистр наук, директор отдела научных исследований школы общественного здравоохранения, Университет штата Северная Каролина, Чапел Хилл, Северная Каролина; научный сотрудник, Канадский центр по изучению инвалидности) Канадско-Российская Программа по Инвалидности - 2006 г. - Авторское право: Этот курсовой материал был разработан Лори Рингерт (директор отдела научных исследований школы общественного здравоохранения при Университете штата Северная Каролина, Чапел Хилл, Северная Каролина; научный сотрудник Канадского центра по изучению инвалидности, Виннипег, Манитоба) для Канадско-российской программы по инвалидности (КРПИ). Запрещается воспроизведение материала без предварительного письменного согласия автора. Запрещается воспроизведение курсового материала вне контекста Канадско-российской программы по инвалидности. Данный учебник является результатом осуществления Канадско-российской программы по инвалидности (КРПИ), финансируемой Канадским агентством международного развития СИДА и проводимой Канадским центром изучения инвалидности. Решение основной задачи Программы – содействие участию в жизни общества и полноценному гражданству россиян с инвалидностью – было предпринято при помощи модели трехстороннего участия, которая предполагает привлечение волонтерского, государственного и образовательного секторов, как в России, так и в Канаде. Деятельность, лежащая в основе Программы, сосредоточена на 4 основных компонентах: образование, демонстрационные модели, развитие политики, создание сети и распространение информации. Курс “Введение в универсальный дизайн” служит в качестве одного из трех курсов - структурных единиц при разработке междисциплинарной программы изучения инвалидности. Целью данной программы является расширение знаний и навыков, необходимых для улучшения качества практической работы, которая являлась бы инклюзивной и чуткореагирующей на потребности граждан с инвалидностью, их семей и сообществ. Этот курс предоставит широкой аудитории участников, практиков, студентов, потребителей услуг и других информацию, необходимую для осуществления междисциплинарного подхода универсального дизайна к их профессиональной деятельности и личного опыта. Курс “Введение в универсальный дизайн”, один из трех запланированных курсов, лежащих в основе междисциплинарной программы по изучению инвалидности, познакомит участников с различными моделями и теориями универсального дизайна, а также предоставит практическую информацию, которая поможет добиваться изменений в сообществе. Данный курс послужит укреплению процесса реформирования в области доступности, а также разработке (включая исследовательскую работу) строительного кодекса, норм и правил в области инвалидности и поможет развитию лидерских качеств у членов сообщества людей с инвалидностью в России. Для этого учебника была обобщена самая новая исследовательская и практическая литература в данной области. Кроме того, он включает конспект лекций и практических упражнений, входящих в курс, подготовленный к прочтению в июне 2006 года в Северо-Кавказском государственном техническом университете, а также либо в Омском государственном педагогическом университете, либо в Омском государственном техническом университете. В то время как большинство литературных источников уделяет особое внимание ключевым аспектам северно-американской теории и практики универсального дизайна, данный курс предоставляет значительную основу с принципиальными компонентами и проблематикой, представляющий общий интерес в области инвалидности для дальнейшей разработки этой тематики в контексте России. Изменение направлений политики, программ и услуг в России на национальном и региональном уровнях является важным фактором, который необходимо учитывать при дальнейшей разработке и преподавании этого курса. Краткий обзор и содержание курса “Введение в универсальный дизайн” Введение Универсальный дизайн – это дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размела тела или способностей последних. Универсальный дизайн или “дизайн для всех” получил признание во всем мире в качестве улучшенного дизайна, особенно в условиях растущего числа пожилых людей во многих странах. Одним из примеров универсального дизайна является плоский вход в здание. Такой дизайн приносит пользу не только людям с инвалидностями, приводящими к ограниченной мобильности, но и помогает передвижению людей с детскими колясками или тем, кто переносит тяжелые коробки или другие громоздкие вещи в помещение. Другим примером являются субтитры на телевидении. Произносимые слова одновременно появляются в письменной форме на экране телевизора. Это не только полезно для слабослышащих или глухих людей, но это также помогает понять суть происходящего на экране тем, кто смотрит телевидение в шумной обстановке, например, в ресторане. В основе философии универсального дизайна лежит идея создания такой среды, продуктов и услуг, которые были бы полезны всем, а не только людям с инвалидностью. НАЗНАЧЕНИЕ Данный пятидневный курс должен познакомить слушателей с концепцией универсального дизайна в отношении застроенной окружающей среды, а также предоставить методику, позволяющую применять эти принципы в обществе и на практике. Данный курс входит в запланированный цикл, состоящий из трех курсов, при этом упор в нем делается на предоставлении фундаментальных знаний об инвалидности. Этот курс – базовое введение в область изучения инвалидности. ЦЕЛИ n Представить концепцию универсального дизайна застроенной окружающей среды n Предоставить методики для помощи в применении этих принципов в обществе и на практике ЗАДАЧИ n Понять принципы универсального дизайна n Углубить понимание широкого разнообразия индивидуальных потребностей n Понимать экономические аспекты вопроса, права человека, а также доводы в пользу безопасности в контексте универсального дизайна n Понимать законы и нормативы n Научиться применять теорию универсального дизайна на практике в сообществе, с целью достижения в нем изменений к лучшему. АУДИТОРИЯ Студенты, люди с инвалидностью, лидеры сообщества людей с инвалидностью, специалисты, руководители, формирующие политику, дизайнеры, архитекторы, менеджеры, руководители строительства и контролёры МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Лекции и доклады, обмен информацией между ведущим и участниками семинаров, просмотр видеофильмов и слайдов, практические упражнения, изучение раздаточных материалов и материалов для чтения, упражнения и обсуждения в малых и больших группах. Кроме того, будет проведено два посещения объекта, два круглых стола с представителями сообщества и два семинара, посвященных вопросам проектирования. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ Модуль первый. Введение и обзор Цель данного занятия состоит во введении и обзоре универсального дизайна. Ведущий продемонстрирует, каким образом универсальный дизайн развился на пути трансформации модели доступности к модели улучшенного дизайна с учетом потребностей всех людей. На данном занятии будет рассмотрена демографическая ситуация, связанная со старением населения, которая характерна для многих стран, а также то, каким образом данная ситуация стимулирует развитие универсального дизайна. Модуль второй. Принципы универсального дизайна Целью данного занятия является знакомство с семью принципами универсального дизайна, что способствует пониманию основ, а также задает рамки для будущих проектов. Эти семь принципов также применяются при проведении оценки проектов в процессе эксплуатации уже созданных объектов. Каждый принцип будет соотнесен с примерами из искусственно созданной окружающей среды. Участникам будет также предложено выявить и обсудить примеры проявления рассматриваемых принципов в окружающей их среде во время проведения занятия. Модуль третий. Повышение безопасности окружающей среды посредством универсального дизайна Цель данного занятия состоит в демонстрации взаимосвязи, существующей между универсальным дизайном и безопасностью искусственно созданной окружающей среды. Важность универсального дизайна проявляется не только в обеспечении доступности; с его помощью также создается более безопасная и более эргономическая среда. Ведущий занятия приведет данные статистического анализа случаев падения, а также их зависимости от искусственно созданной окружающей среды. Участникам предложат соотнести каждый из семи принципов универсального дизайна с примерами элементов искусственной окружающей среды повышенной безопасности. Модуль четвертый. Экономический аргумент в пользу универсального дизайна Универсальный дизайн является не только вопросом прав человека: существует также сильный экономический аргумент в пользу универсального дизайна. Дело не только в том, что более рентабельным будет проектирование в соответствии с принципами универсального дизайна, выполняемое в начальной стадии процесса, но и в том, что имеет смысл учитывать потребности будущих граждан и посетителей. Примером индустрии, в которой признается экономический аргумент, является туризм. Кроме этого, окружающая среда, выполненная в соответствии с требованиями универсального дизайна, предоставляет возможность работать людям с любыми способностями. Модуль пятый. Опыт взаимодействия с недоступной окружающей средой Застроенная окружающая среда может, как оказывать мощную поддержку человеку, так и выступать в качестве барьера. На данном занятии участники получат возможность воспользоваться креслами-колясками, костылями и при завязанных глазах вслепую пережить опыт столкновения с застроенной окружающей средой, воспринятой с иной точки зрения. Цель состоит не в том, чтобы участники могли сказать, что пережили опыт инвалидности, а скорее в том, чтобы приобрести опыт перемещения в пределах окружающей среды отличающийся от обычного способа. Посредством такого опыта участники получат более адекватное представление о проблемах, с которыми сталкиваются многие люди с инвалидностью. Модуль шестой. Универсальный дизайн в России Михаил Черкашин расскажет о недавних результатах внедрения универсального дизайна в России. Он рассмотрит эту тему, исходя из собственного опыта в Ставрополе, а также обсудит другие проекты в России. Модуль седьмой. Политика, законодательство и изменения в обществе Политика, законодательство, нормы и стандарты, а также изменения в обществе будут рассмотрены не только применительно к Канаде и США, но и в отношении России и всего остального мира. Будут обсуждены требования, существующие в России. Участники обсудят будущие потребности и направления в отношении данных вопросов. Модуль восьмой. Применение универсального дизайна к общественным зданиям и местам общественного пользования При проектировании общественных зданий и мест общественного пользования важно понимать требования к размерам и принципы универсального дизайна. Ведущий занятия ознакомит с примерами оптимального выбора размеров, обеспечивающих доступность, а также продемонстрирует фотографии, на которых изображены положительные и отрицательные примеры. Участникам будет также предоставлена возможность, узнать о том, как проводится инспекционная проверка зданий, они смогут на практике испытать эти навыки. Модуль девятый. Контроль доступности/ соответствия принципам универсального дизайна: назначение и методики Участники познакомятся с назначением и процессом проведения проверки доступности (оценка в процессе эксплуатации). Данное занятие предоставит возможность непосредственного опыта, поскольку участники занятия узнают, каким образом правильно выполнять измерения, использовать бланки оценки параметров доступности, оценивать проблемы и давать рекомендации по перестройке и будущего проектирования. Модуль десятый. Применение универсального дизайна в сфере жилья В ходе данного занятия участнику будут предоставлены размерные данные применительно к сфере жилья, а также фотографии в качестве наглядных примеров. Будут рассмотрены концепции жилья, спроектированного согласно принципам универсального дизайна, доступного жилья и посещаемого жилья. Данное занятие будет проведено в жилищной общине, в которой проживают люди с инвалидностью. Группой представителей общины будут рассмотрены проблемы общины, связанные с жильем. Участники совместно с представителями жилищной общины примут участие в семинаре, посвященном вопросам проектирования. Модуль одиннадцатый. Универсальный дизайн и жилищные микрорайоны, пригодные для жилья: осмотр на месте и семинар, посвященный вопросам проектирования В ходе данного занятия участникам будут предоставлены данные по размерам применительно к градостроительному проектированию, проектированию зданий, а также фотографии в качестве наглядных примеров. Будут обсуждены понятия микрорайонов и мест общественного пользования, спроектированных в соответствии с принципами универсального дизайна. Данное занятие будет проведено в городском микрорайоне или в пригороде. Группой представителей общины будут рассмотрены существующие проблемы, связанные с планированием и строительством. Участники совместно с представителями общины примут участие в семинаре, посвященном вопросам проектирования. Модуль двенадцатый: Внедрение принципов универсального дизайна На данном занятии будет представлена модель, которая поможет участникам в планировании и внедрении принципов универсального дизайна посредством мыслительного процесса. Участники также потратят некоторое время на обсуждение собственных стратегий внедрения принципов универсального дизайна. Группой представителей объединения будут рассмотрены существующие проблемы, связанные с проектированием жилищных объединений/градостроительным проектированием. Участники совместно с представителями жилищного объединения примут участие в семинаре, посвященном вопросам проектирования. Модуль тринадцатый: Изучение конкретных случаев, последующие шаги на пути изменения сообществ и жилых микрорайонов и подведение итогов курса Участникам будет предложено предоставить примеры из их собственного опыта для всего класса для их рассмотрения и обсуждения. Участники обсудят вопросы, проблемы, передовой опыт и полученный практический опыт с другими участниками семинара. Во время этой сессии будет также проведено обсуждение последующих шагов, которые планируются к осуществлению участниками в их собственных общинах и университетах. click here




полная версия страницы